Выживший в Новогрудском гетто

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Для жителей Новогрудка, для всей страны начались страшные времена. Немцы вошли в Новогрудок  4 июля 1941 года и сразу ввели  антиеврейские законы: конфискация собственности, запрещение появляться в людных местах. Нужно было носить на одежде желтые звезды, приколотые на груди и плечах. Евреям не разрешали ходить по тротуару. Каждый в возрасте от двенадцати  до шестидесяти лет был обязан выходить на принудительные работы [3, с. 5].  Среди них и Джек (Идель) Каган. Ему было всего 12 лет.
Длинный список немецких требований к евреям. В конце каждого пункта написано – «За невыполнение – расстрел!»  За малейшее неповиновение – расстрел…
26 июля 1941 года на рыночной площади были расстреляны 52 человека мужчин–евреев. Во время расстрела  играл немецкий оркестр.
В пятницу, 5 декабря 1941 года, были развешены плакаты о том, что после 6 вечера евреям нельзя выезжать за пределы города. Утром следующего дня все евреи должны были собраться у здания суда. С собой им разрешалось взять лишь то, что могли унести в руках. Суббота была ужасно холодной – минус 20 градусов мороза. Во дворе здания суда собралось 6500 евреев [6, с. 6-7]. Вот как об этой трагедии рассказывает Джек Каган: «Мы  прождали весь день на холоде. Вечером открыли двери. Мы едва разместились внутри стоя и всю эту ночь не спали. Так нас  продержали два  дня. В воскресенье прибыли солдаты вермахта и отобрали группу в 100 человек строить забор вокруг двадцати восьми дворов в пригороде Пересека. Немцы создавали там гетто.
 В понедельник утром 8 декабря 1941 года, прибыли грузовики с солдатами СС местной полицией. Нас построили в шеренгу. Члены семей должны были стоять рядом. Глава семьи обязан был подойти к эсэсовцу. Ему задавали два вопроса:  « Профессия?» и « Сколько детей? » Эсэсовец только указывал пальцем в перчатке – направо или налево (на жизнь или на смерть?). Семья моего дяди пошла первой. «Профессия?» - «Шорник», «Сколько детей?» - Двое». Эсэсовец указал пальцем налево. Наша семья была следующей. Мой отец ответил: «Шорник, двое детей» - пальцем направо. Тех, а это 5100 человек, кому было указано отойти налево, отвезли в деревню Скрыдлево. [3, с. 52]. Там они были расстреляны. Это был ужасный день для древней еврейской общины Новогрудка. В тот день состоялось первое массовое убийство евреев в нашем городе.В этот день семья Каганов потеряла  дядю, тетю и их младшего сына, чудом остался в живых двоюродный брат Джека Берл - Коэн Дов. Затем Джек и его семья были переселены в гетто на Пересеку. Там семье удалось пережить вторую акцию  массового убийства – 7 августа 1942 года. В этот день 4000 тысячи мужчин, женщин и детей, включая моих родственников из Карелич и мою старую бабушку, были убиты в Литовке эстонскими полицейскими, - вспоминает Джек. После массового уничтожения в гетто, на Пересеке осталось 500 евреев, а в здании суда находилось еще 500 квалифицированных ремесленников [6, с. 10].
Письмо Джека Кагана
4 февраля 1943 года все евреи, которые оставались в гетто на Пересеке были уничтожены в третьей акции массового убийства. Гетто перестало существовать. Остался только трудовой лагерь на территории суда, где находились немногим больше 500 евреев – все, что остались от десятитысячной общины Новогрудка,  Корелич Любчи и окрестностей. По существу трудовой лагерь был также «закрытым» гетто. «Он был окружен двумя рядами колючей проволоки и деревянным забором, оборудованным наблюдательными вышками с прожекторами и пулеметами. В лагере не было воды, так что каждый день нескольким работникам приходилось носить питьевую воду из близлежащего колодца. Это был…единственный контакт с внешним миром [6, с. 11]. В своем письме учащимся школы Джек пишет: «У нас было только 2 сарая для 500 человек».
Семья Каганов была переведена в трудовой лагерь. Именно тогда начались побеги из гетто. Дело в том, что узники узнали о партизанской группе братьев Бельских. С ними была налажена связь. Их партизанский лагерь стал  надеждой на убежище. 
Партизанский отряд Бельских
Попытка Джека бежать из трудового лагеря, к сожалению, окончилась неудачей. Из леса, не дождавшись партизан, он смог вернуться в лагерь собмороженными ногами и ему ампутировали пальцы ног. Джек вспоминает: «Теперь я был уверен, что сам подписал свой смертный приговор: я был в лагере, но не мог двигаться. Если я не работал, то не мог получать продовольственный паек, что означало сокращение пайка для остальных членов семьи».
Четвертая акция массового убийства произошла в Новогрудке 7 мая 1943 года. В тот день погибло 200 с 500 евреев, которые жили в трудовом лагере.
Большинство с погибших – женщины. Убийство произошло возле леса, совсем близко от лагеря. Те, кто оставался в лагере могли слышать пулеметные выстрелы, которые уничтожали их любимых. Из воспоминаний Дж. Кагана: «7мая, глядя в окно, я наблюдал, как рабочие шли за дополнительным пайком. Вдруг я увидел местных и чужих полицейских, которые бежали и били всех стволами винтовок. Моя мать подошла ко мне, чтобы успокоить. Я почему-то был уверен, что она пришла попрощаться. Было невозможно слышать эти крики и видеть массовые избиения. Я повернулся к стене, закрыл пальцами уши и тихо плакал… Не знаю как долго я так лежал, но вскоре, послышался плач и я понял, что вернулись рабочие. Мой отец был среди них. Моя мать, сестра и тетя были убиты недалеко от лагеря» [6, с. 14-15].
Именно после этих трагических событий оставшиеся в живых узники лагеря приняли решение – копать туннель.
4 июля 2009 года состоялась одна из незабываемых встреч учащихся нашей школы с Джеком. Школьники приняли активное участие в беседе, задавая гостю вопросы.
Как узники гетто решились на план побега через туннель?
- Последнее убийство евреев произошло 7 мая 1943 года совсем недалеко от гетто. Узники, которые шили одежду для немецкой армии, поняли, что для немцев важнее уничтожить евреев, чем победить в этой жестокой войне. В тот момент узники решились на такой трудный и опасный путь спасения – побег через туннель… Подземный ход начинался внутри барака и проходил на глубине 1 метра. Копали по два человека одновременно, были подведены электричество и сигнализация. Наконец 270–метровый туннель был вырыт и 26 сентября 1943 года состоялся побег. По вырытому ходу из гетто бежали 223 человека. Не все спаслись от смерти: часть людей нашли и выловленных беглецов расстреляли у деревни Литовка. Лишь 120 человек добрались до леса и пополнили ряды партизан семейного отряда Т.Бельского
[3].
Среди них был и Джек Каган, оставшийся без родных и близких (отец был переведен в лагерь Колдычево и убит при попытке к бегству в феврале 1944 года). В числе спасшихся был также прадедушка Джареда Кушнера, зятя президента США Дональда Трампа. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий